Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зерновая основная общеобразовательная школа
Ташлинского района Оренбургской области
Рассмотрено и принято
на Педагогическом совете МБОУ Зерновая ООШ
Протокол №1 от 19.08.2017г.
|
Утверждаю
Директор МБОУ ЗерноваяОШ
________________ /Никишин А.В
Приказ № 67 от 20.08. 2017 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы)
П.Зерновой, 2017 г.
Введение
Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зерновая основная общеобразовательная школа на 2017-2018 учебный год представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Раздел I. Паспорт программы
Наименование программы
|
Адаптированная образовательная программа (организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы)
|
Основания для разработки программы
|
- Закон РФ «Об образовании в РФ»;
|
Заказчик программы
|
Учредитель, родители
|
Разработчик программы
|
Директор, администрация, педагогический коллектив
|
Основные исполнители программы
|
Директор, администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, воспитанники, технические сотрудники, родители
|
Сроки реализации программы
|
2017 – 2018 годы
|
Конечная цель
|
Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе
|
Задачи учреждения
|
- Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а также полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;
- усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;
- совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;
- организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
- создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.
|
Основные направления программы
|
- Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.
- Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
- Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.
- Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.
- Расширение материально-технической базы образовательного учреждения.
- Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
|
Принципы реализации программы
|
1) Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
2) принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
3) принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
4) принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
5) принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
6) принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
7) принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
8) принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
9) принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
10) принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
11) Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
|
Ожидаемые результаты
|
- Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка).
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
- Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность.
- Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
|
Система организации контроля исполнения
Программы
|
Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
|
Утверждение программы
|
Решение педагогического совета
Протокол №1 от 19.08.2017 г., приказ № 67 от 20.08.2017 г.
|
Радел II. Характеристика образовательного пространства МБОУ Зерновая ООШ
2.1. Информация об образовательной организации
Правоустанавливающие документы:
1.Лицензия №1575-13 от 30.12.2014г. на осуществление образовательной деятельности (56ЛО1 №0002999); 2. Свидетельство о государственной аккредитации № 1150-74 от 19.07.2013г. сроком до 30 января 2024 года (56АО1 №0000916);
Юридический адрес: 461193 Оренбургская область, Ташлинский район, п Зерновой, ул.Победы, д.21
Общие сведения об образовательной организации
МБОУ Зерновая ООШ реализует образовательную деятельность в здании по адресу: ул. Победы, д. 21 п.Зерновой Ташлинского района Оренбургской области.
На территории МБОУ Зерновой ООШ располагается спортивная площадка, что позволяет проводить оздоровительные мероприятия в зависимости от времени года.
Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения
Учебный год
|
Учащихся
|
Всего
|
в т.ч.
|
|
Дети с ОВЗ
|
1-4 классы
|
5-9 классы
|
|
2017-2018
|
19
|
2
|
0
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация образовательного процесса
МБОУ Зерновая ООШ работает в режиме 5-и (1 кл.) и 6-ти дневной рабочей недели 2 – 9 классы. Учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
Учебный план МБОУ Зерновой ООШ составлен на основе БУП и скорректирован и c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.
2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
В МБОУ Зерновая ООШ на 1 сентября 2016 года 9 педагогов.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют высшее образование.
Социально-профессиональное поле педагогов
Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинеты информатики.
Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.
Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности для детей с отклонениями в развитии VII вида, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы. Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами.
Внедрение адаптированной образовательной программы позволит создать условия, чтобы учебно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение полностью способствовало реализации концепции инклюзивного образования.
2.4. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ
Современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МБОУ Зерновая ООШ территории проживают 2 ребенка с ОВЗ в возрасте от 7 до 18 лет.
Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МБОУ Зерновая ООШ. По этой причине в 2017-2018 учебном году в состав контингента обучающихся входят 2 человека – дети с ОВЗ: 1 человек VII вида и VIII-1 человек.
Банк данных учащихся с ОВЗ на 2017-2018 учебный год
Класс
|
VII вид
|
VIII вид
|
Инвалиды
|
Обучающиеся на дому
|
Дистанционное обучение
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
6
|
|
1
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
9
|
1
|
|
|
|
|
Всего
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2.5. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ,
обучающихся инклюзивно в классах и на дому.
Образовательный процесс в МБОУ Зерновая ООШ строится в режиме 5-и (1 кл.) и 6-ти дневной рабочей недели (2-11 классы). Учебный год в МБОУ Зерновая ООШ начинается 1 сентября и продолжается не менее 35 учебных недель во 2-9 классах, 34 в 1-х классах.
Начало занятий в 09-00 часов. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 10 до 20 минут.
Период обучения – 4 учебных четверти. Каникулы – 30 календарных дней.
Форма образования: очная.
В МБОУ Зерновая ООШ используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальные занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период организован летний оздоровительный лагерь.
Питание организовано на базе школьной столовой за счет дотации местного и областного бюджета.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня для обучающихся 1-6 классов.
Раздел III. Концептуальные основы работы Зерновая ООШ с детьми с ОВЗ
3.1. Актуальность введения адаптированной программы
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.
Однако, учитывая контингент лицея, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.
Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
3.2. Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373».
3.3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в лицее строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
- осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья,
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями
образовательных программ;
- работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства лицея;
- дополнительное образование;
- трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Целевое назначение адаптивной образовательной программы
Создание в МБОУ Зерновая ООШ гуманной лечебно-педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
- Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а также полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;
- Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;
- Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;
- Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
- Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников
Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
МБОУ Зерновая ООШ ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать детьми с ОВЗ, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.
Раздел IV. Содержание и этапы реализации программы
4.1. Содержание программы
Адаптированная образовательная программа МБОУ Зерновая ООШ реализуется в двух ступенях образования: - первая ступень – начальное общее образование – 4 года, - вторая ступень – основное общее образование – 5 лет.
Содержание подготовки учащихся:
- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корректировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность, игровая деятельность
- творческая деятельность (конструирование),
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
- научиться решать поставленные учителем цели; - научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; - овладеть различными видами игры;
- научиться доводить начатое дело до конца;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать общеобразовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования) обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность,
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать общеобразовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах, подготовить учащихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
4.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в ОУ
Структура
|
Задачи
|
Особенности процесса обучения
|
1-4
классы
|
Обеспечить правильную диагностику коррекции звукопроизношения, развитие фонематического слуха. Начать работу по формированию навыков письма и чтения, умения слушать и слышать, выполнять элементарные инструкции, опыта общения и первых межличностных отношений. Овладение элементарными навыками счета и измерений, уточнение представлений об окружающем мире. Активизация словаря и формирование диалогической речи.
Развитие ручной умелости.
|
Ориентация на возможности ребенка в усвоении определенного уровня обучения и зоны ближайшего развития ребенка.
Коррекционная работа по развитию моторики на примере практических упражнений. Составление планов индивидуального обучения для учащихся с выраженной формой диагноза.
|
5-6
классы
|
Формирование базы основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний об окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление навыков правильного письма. Сообщение профессиональных умений, практических знаний.
|
Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений.
|
7 -9
классы
|
Формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума
общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия.
|
Организация образовательного процесса с целью достижения обучающимися:
- сформированности ОУУН;
- реализации и использования ЗУН;
- воспитанности.
|
4.3. Основные блоки программы развития
Образовательный блок
- Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции в рамках образовательной программы школы с точки зрения ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности.
- Соотношение компонентов жизненной компетенции должно: соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребёнка; отражать специфику разработки каждой содержательной области образования; отвечать характеру особых образовательных потребностей детей.
- Индивидуализация специального образования с учетом степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения обучающегося.
- Создание условий развития ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности
- Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и формирование жизненной компетенции в содержании материала каждого урока любого предмета.
- Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации к учению.
- Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения для развития механизма компенсации каждого обучающегося, воспитанника с целью успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в более сложное социальное окружение.
- Совершенствование системы оценки образовательного процесса.
- Создание базы данных по инновационным формам и методам организации коррекционного обучения.
- Организация постоянной системы повышения квалификации педагогов.
- Повышение уровня развития учебно-материальной базы, внедрение в практику обучения современных технических средств, аудиовизуальных средств отображения учебной информации.
Воспитательный блок
- Совершенствование структуры воспитательной работы с учащимися, имеющими различную степень умственной отсталости, направленную на формирование системы их жизненной компетенции.
- Использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим.
- Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия.
- Включать в содержание учебных программ отработку правильного поведения с социального поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности, разыгрывание сюжетно – ролевых ситуаций на уроке (устройство на работу, обращение за помощью, организация игры и т.д.)
- Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах, в том числе в лицее, в мастерских, на уроках.
- Организовать и проводить внеурочную работу в лицее и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому.
- Систематизация научно-методических основ воспитания в области безопасности жизнедеятельности.
Лечебно-оздоровительный блок
- Принимать все меры по предупреждению заболеваний, сочетанию медицинского обеспечения с коррекционно-педагогическими мероприятиями.
- Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния лицея.
- Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня.
- Планомерная организация питания учащихся.
- Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
- Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Коррекционная работа (психолого-педагогическое сопровождение)
Организация образовательного процесса в МБОУ Зерновая ООШ реализуется с помощью педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения.
В основе педагогической системы:
- Использование и учет ограниченных, психофизических возможностей детей с ОВЗ.
- Активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
- Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей.
- Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием.
- Гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей.
- Организация речевой среды как условие овладение средствами общения.
- Использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.
Планируется:
- Совещание при директоре по проблеме «Особенности обучения детей с ОВЗ».
- Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с определенной категорией детей.
- Организация всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышения уровня их психологической компетенции.
4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:
|
обязательные этапы на уроке:
- проверка усвоения пройденного;
- объяснение нового материала;
- закрепление полученных знаний;
- домашние задания
|
Технологии активных форм и методов:
|
виды уроков:
- уроки - путешествия;
- уроки-сказки;
- игра по станциям;
- путешествие
|
Технологии активных форм и методов:
|
- игровые технологии; -проектная технология; - работа в парах и группах
|
Здоровьесберегающие технологии:
|
- технология обеспечения двигательной активности
- педагогические приемы здоровьесбережения
|
Раздел V. Основные мероприятия по реализации программы
5.1. Мероприятия по организации деятельности МБОУ Зерновая ООШ, направленной на обеспечение доступности образования
№
|
Мероприятия программы
|
Сроки
|
Исполнители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1. Реализация требований к организации образовательного процесса
|
1
|
Разработка и утверждение годового календарного учебного графика школы на текущий учебный год
|
ежегодное обновление
|
Администрация
|
2
|
Подготовка расписания учебных занятий, индивидуальных занятий в соответствии с требования СанПиН
|
ежегодное обновление
|
Заместитель директора по УВР
|
3
|
Проведение работы по внедрению информационной системы «Всеобуч», включая:
создание банка данных по выявлению и учету детей из малообеспеченных семей; создание банка данных по выявлению и учету детей, относящихся к «группе риска»; создание банка данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
ежегодное обновление
|
Заместитель директора по УВР
|
|
2. Реализация требований к содержанию образования и реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования.
|
1
|
Разработка и утверждение учебного плана на текущий год с учетом обновления содержания образования
|
ежегодное обновление
|
Администрация
|
2
|
Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта
|
ежегодное обновление
|
Администрация
Заместитель директора по УВР
|
3
|
Контроль своевременного прохождения программы учебных предметов.
|
Весь период.
|
Администрация
Заместитель директора по УВР
|
4
|
Обеспечение соответствия учебно-методических и дидактических комплектов, материально-технической базы, профессионального уровня педагогических кадров реализуемым образовательным программам
|
Весь период
|
Администрация
|
|
3. Реализация требований по вопросам охвата детей общим образованием
|
1
|
Организация рейдов всеобуча
|
Ежегодно
|
Администрация
Заместитель директора по УВР
|
2
|
Сдача отчетности:
ОШ;
Списки обучающихся на текущий учебный год; Движение учащихся.
|
Ежегодно
|
Администрация
Заместитель директора по УВР, классные руководители
|
3
|
Анализ посещаемости школы обучающимися:
1 – 4 классов;
5 – 9 классов;
Анализ посещаемости школы обучающимися, воспитанниками стоящими на учете в ПДН.
|
Ежегодно, ежемесячно
|
Администрация
Классные руководители
|
4
|
Промежуточная аттестация обучающихся, воспитанников.
|
Ежегодно
1 раз в четверть
|
Администрация
ЗД по УВР
|
5
|
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников 9 класса.
|
Ежегодно Май - июнь
|
Администрация Ответственный по УВР, классные руководители.
|
|
4. Реализация требований по вопросам порядка приема и отчисления обучающихся
|
1
|
Комплектование 1 классов
|
Ежегодно
Апрель - август
|
Администрация
|
2
|
Организация приема и отчисления обучающихся, воспитанников в текущем году
|
В течение года
|
Директор
|
|
5. Реализация требований по формам получения образования
|
1
|
Разработка мероприятий для проведения государственной (итоговой) аттестации для выпускников 9 класса
|
Ежегодно
|
Администрация
ЗД по УВР
классные руководители
|
5.2.Мероприятия по реализации здоровьесбережения
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Исполнители
|
1.
|
Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима учебных кабинетов, спортивного зала.
|
ноябрь
|
Администрация
|
2.
|
Осуществление контроля выполнения СанПиНа:
-световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.
|
В течение учебного года
|
Администрация
ЗД по УВР
|
6.
|
Организация и проведение физкультминуток
|
Ежедневно
|
Учителя - предметники
|
5.
|
Борьба с гиподинамией. Обязательное использование на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр
|
В течение учебного года
|
Учителя -предметники
|
6.
|
Организация и проведение динамических перемен для обучающихся, воспитанников 1 - 4 классов.
|
В течение года
|
Учителя
|
7.
|
Осуществление контроля обучения технологии, ОБЖ, информатике.
|
В течение года
|
Администрация
ЗД по УВР
|
8.
|
Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.
|
В течение учебного года
|
Классные руководители
|
9.
|
Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для детей и их родителей.
|
ежегодно
|
Классные руководители, учитель физкультуры
|
5.3.Мероприятия по совершенствованию профессионально-трудового обучения
№
|
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Исполнители ЗД по УВР
|
1
|
Знакомство на уроках, факультативах, на классных часах с профессиями
|
весь период
|
Учителя
Классные руководители
|
2
|
Расширение системы воспитательской работы по вопросу профориентации.
|
весь период
|
Учителя
Классные руководители
|
3
|
Дни открытых дверей в ПУ, беседы о профессиях (перечень профессий) с учащимися, с родителями, встречи с выпускниками.
|
весь период
|
Классные руководители
|
Раздел VI. Контроль и экспертиза реализации программы
6.1. Направления оценки эффективности реализации программы
Обучающий эффект:
- Получение обучающимися образования по программам общеобразовательной школы с учетом различных учебных возможностей обучающихся, воспитанников, их способностей, склонностей и возрастных психофизиологических возможностей;
- Создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций, необходимых для успешной социализации выпускника лицея; получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний и умений обучающихся, воспитанников в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
- Овладение обучающимися первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)
- Развитие у обучающихся представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.)
- Развитие у обучающихся, воспитанников вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.
- Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
Социальный эффект:
- Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма; профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности; отвлечение подростков с ОВЗ от антисоциальной деятельности;
- Правовое воспитание, профилактика негативного поведения;
- Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий;
- формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.
Оздоровительный эффект:
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление физического здоровья детей с ОВЗ;
- коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений; систематическое соблюдение обучающимися, воспитанниками режима дня.
Коррекционно- развивающий эффект:
- Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.
- Развитие коммуникативных навыков на уровне, соответствующем возрасту и психофизическим особенностям ребёнка с ОВЗ.
- Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
- Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
- Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося, воспитанника, в зависимости от его индивидуальных особенностей, с целью введения в современный социум каждого ребёнка с ОВЗ.
6.2. Система внутришкольного контроля
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в МБОУ Зерновая ООШ в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за выполнением программ учебного плана;
- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимые в рамках внутришкольного контроля проверки включает в себя оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Контроль за реализацией программы школы проводится по следующим направлениям:
- обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;
- состояние здоровьеформирующей образовательной среды;
- создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;
По направлению реализации программы развития в части обеспечения доступности, качества и эффективности образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности. При этом при проведении мониторинга результативности учебного процесса учитываются следующие факторы, влияющие на такие показатели:
- доступность образования: уровень ориентации на социальный заказ родителей, потребности и возможности обучающихся, воспитанников; состояние дифференциации содержания, форм обучения и воспитания; состояние преподавания учебных предметов, организация питания; состояние учебно-материальной базы, методического обеспечения педагогического процесса;
- качество знаний: уровень индивидуальных особенностей обучающихся; уровень преподавания; уровень внеурочной воспитательной работы, уровень сформированности общих и специальных умений; состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения, состояния внешнего влияния;
- качество преподавания: уровень научно-теоретических знаний; состояние методической подготовки; состояние психолого-педагогической подготовки; уровень владения современными педагогическими и информационными технологиями; участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе; уровень организации педагогического труда; состояние учебно-материальной базы.
- состояние физического развития; уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; состояние внеурочной воспитательной работы; уровень учебной и других нагрузок на организм обучающегося; уровень психологического сопровождения; состояние влияния внешней среды, состояние микроклимата в лицее и дома.
6.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений
6.3.1.Система аттестации учащихся
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся. Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании РФ», Положением «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Государственная итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения учащимися программ основного общего образования. Задачами итоговой аттестации являются: контроль выполнения Закона «Об образовании РФ», Закона РФ «О правах ребенка»; установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9 классов.
Промежуточная аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются контрольные работы.
Формы учета и контроля достижений учащихся начальной школы
Текущие формы контроля
- текущая успеваемость, устные ответы на уроках
- самостоятельные и проверочные работы
- контроль техники чтения
- контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
годовые контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру;
контроль техники чтения.
Формы учета и контроля достижений учащихся основной школы
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся: текущая успеваемость; аттестация по итогам четверти, по итогам года; административные срезовые работы; олимпиады; защита исследовательской и проектной работы; творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках конференциях; итоговая аттестация за курс основной школы.
6.3.2. Модель выпускника МБОУ Зерновая ООШ
Выпускник начальной школы - это ученик,
- который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
- у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
- у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно- полезных дел,
- который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
- который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Гражданин:
- проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру, - обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, - активное участие в жизнедеятельности класса и школы.
Индивидуальность:
- развитие нравственных и эстетических начал личности.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Семьянин:
- социальный статус семьи;
- психофизическое здоровье.
Член сообщества:
- участие в досуговой деятельности;
- характер межличностных отношений в коллективе.
- знание историко-культурных и трудовых традиций края;
- участие в городских акциях, программах;
- трудовая активность.
Гражданин:
- сформированность правосознания;
- сформированность человеческих качеств личности
- профессиональная ориентация;
- участие в самоуправлении.
Индивидуальность:
- направленность и особенности личности;
- гражданская позиция;
- способность интегрироваться в различные социальные сферы.
|