p>
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся в школе, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное воспитание – должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности семьи и её отношение к ребёнку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжёлый кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нём, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося. Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.
Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
Система личностно-ориентированного образования |
I. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка |
Психологическая служба |
II. Классно-урочные занятия |
Программа образования |
III. Занятия по выбору учащихся, факультативы, спецкурсы |
IV. Самообразование |
V. Внеурочная работа школы |
Программа воспитания |
VI. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление |
VII. Трудовая деятельность |
Социальная служба |
VIII. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка |
Личностно-ориентированное образование в школе направленно на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, имеющей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы. Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
- отработка модели перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
- поиск новых форм наполнения содержанием БУП;
- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5 – 8-х классов в рамках предметов по выбору;
- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправление и самоуправления);
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного образования
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решений триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень – начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения - Л. В. Занкова и «Школа 2100».
II ступень – основная школа (5 – 9 классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части – спецкурсов, факультативов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми.
|