Образовательная программа внеурочной деятельности курса «Моё Оренбуржье» |
![]() |
![]() |
![]() |
Мое Оренбуржье - Образовательная программа внеурочной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Администратор 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.2017 16:35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ЗЕРНОВАЯ ООШ НИКИШИН А.В. Протокол педсовета №1 от 31.08.2017г.
Образовательная программа внеурочной деятельности курса «Моё Оренбуржье» (1-4 классы)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зерновая общеобразовательная школа п.Зерновой Оренбургской области
Составитель ДИДЕНКО В.Н.
2017 г.
Пояснительная записка Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, городом, своей малой Родиной. Настоящая рабочая программа по курсу «Моё Оренбуржье» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс «Моё Оренбуржье» предназначен для учащихся начальной школы 1 – 4 классов в качестве курса, реализующего внеурочную деятельность младших школьников. Объём учебного времени - 1 час в неделю, в год составляет - 34 часа. Курс «Моё Оренбуржье» реализует социальное направление внеурочной деятельности и является обязательным. Цель данного курса - воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой своей малой Родины: родного края и села , традициями своего края, своей семьи. Цель курса определяет следующие задачи: – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире; – способствовать осознанию учащимися неразрывной связи истории родного города, края с историей страны; формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего города, края его истории, культуре, природе; – раскрыть уникальные и природные особенности города, края; воспитывать у детей экологически грамотное поведение в природе; – воспитывать толерантность, уважение к традициям и ценностям народов, населяющих Оренбургскую область, их культуру и вероисповедания; – расширить знания ребёнка о самом себе, о своей семье; воспитывать понимание неповторимости и уникальности каждого человека. Курс внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» базируется на системно-деятельностном, культурологическом, личностном и практико-ориентированном подходе в воспитании и обучении младших школьников. Методы работы:
Наряду с традиционными технологиями, в курсе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Изучение курса осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. В ходе реализации программы основными организационными формами социально-воспитательного процесса являются групповая и индивидуальная. Занятия проводятся в форме бесед, ролевых игр, исследований (на уровне начального образования), экскурсий (в том числе с осмотром краеведческих объектов), конкурсов, викторин, выставок, в форме защиты проектов, встреч с интересными людьми, конференций. Программа курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» предусматривает следующие формы контроля и учёта достижений обучающихся: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов, выступление на заключительной конференции в конце учебного года. Программа предполагает широкое использование местных ресурсов: музеев, библиотек, выставочного зала, в том числе школьных музеев и других культурных учреждений города, памятных мест. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Содержание КУРСА «Моё Оренбуржье» Тематический цикл: «Моя страна – моя Россия» Тематика занятий: Моя Родина. Столица нашей родины – Москва. Цель изучения цикла: понятие Родина, столица нашей родины. Тематический цикл: «Моя семья» Тематика занятий: Что такое семья? Моя фамилия. Моё отчество. Мои родители. Моя бабушка. Мой дедушка. Моя родословная. Конкурс рисунков (или фотоколлажей) «Загляните в семейный альбом». Профессии моих родителей. Экскурсия на предприятия, где работают родители. Увлечения моей семьи. Цель изучения цикла: изучение истории своей семьи, осознание родственных связей и отношений в семье, знакомство с основами генеалогии. Тематический цикл: «Мой дом. Мой двор. Мое село» Тематика занятий: Дом (двор), в котором я живу. Составление плана (рисунка) моего дома (двора). История и традиции моего дома (двора). Улица, на которой находится мой дом (двор). Мой домашний адрес. Путешествие по плану-схеме «Где эта улица? Где этот дом?». Мои соседи. Мое село. Экскурсии по селу. Памятники в селе. Цель изучения цикла: наполнение понятия «дом» («двор») гуманитарным содержанием, формирование личного отношения к дому (двору) как ценности и части культурного наследия. Тематический цикл: «Моя любимая школа» Тематика занятий: История и традиции моей школы. Показ видеофильма о школе. Мой класс. Я – ученик. Мой класс. Конкурс рисунков «Моя школа». Проект «Моя школа - школа будущего». Выполнение коллективной работы (макета, коллажа, презентации и т.п.). Цель изучения цикла: изучение традиций родной школы, привитие любви к родной школе, воспитание дружеского отношения к одноклассникам, создание условий для позиционирования учащимися себя членами большой школьной семьи. . Тематический цикл: «Мое село и Оренбургская область». Тематика занятий: Мое родное село, .. Улицы села. Урок-экскурсия по улицам села. Фотовыставка «Мое село». История моего села. Традиции моего села. Экскурсия в музей. «Путешествие во времени». Профессии людей в селе. Образовательные и культурные учреждения села . Посещение детской библиотеки.. Экскурсия. Подготовка презентаций по итогам экскурсий. Защита работ. Оренбургская область и её главный город. Города Оренбургской области. Цель изучения цикла: обогащение понятия «город» историко-культурным и экологическим содержанием; создание условий для практической ориентации в окружающем пространстве – городе, микрорайоне. Тематический цикл: «Мой оренбургский край» Тематика занятий: Мой край на карте России. Наши территориальные соседи. Города Оренбуржья. История края. Жители моего края: народы и их традиции. Все работы хороши – выбирай на вкус! Подготовка презентаций по теме «Занятия людей, живущих в Новотроицке». Защита работ. Знаменитые личности, живущие (жившие) в крае. Творческие встречи с интересными людьми нашего города. Викторина: «Знай и люби свою малую Родину». Цель изучения цикла: пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Тематический цикл: «Природные богатства моего края» Тематика занятий: Природные богатства моего края. Вводное занятие. Географическое положение и рельеф. Практическая работа с картой. Климатические условия края. Водоёмы (естественные и искусственные). Фотовыставка «Пейзажи моего края ». Полезные ископаемые, добываемые в крае. Природные ресурсы края, их использование и значение для промышленности края и страны. Заочная экскурсия. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края, его предприятиями, их историей. Экскурсия на предприятие города. Подготовка презентаций по теме «Природные богатства моего края». Защита работ. Цель изучения цикла: знакомство с географическим положениям нашего региона и климатическими условиями области и района, изучение современного состояния природных богатств, их запасов, рационального пользования и рассмотрение проблем, связанные с прогрессивным освоением природных ресурсов. Тематический цикл: «Растительный мир моего края». Тематика занятий: Видовой состав растительного покрова края. Вводное занятие. Растительность лесов и водоёмов. Растения степей и лесостепей. Растения, произрастающие в городских условиях. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Проекты учащихся о растительном мире моего края. Дикие и комнатные растения. Уход за комнатными растениями: практическое занятие. Подготовка гербария. Выставка работ. Природные памятники Новотроицка. Экскурсия. Викторина «В мире растений». Тематический цикл: Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Рассказы, презентации и проекты о семейных героях. Экскурсии к памятнику Вечно живым. Цель изучения цикла: формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте нашей малой Родины; знакомство с представителями флоры региона, с охраняемыми видами; воспитание ответственности за сохранение природных ресурсов родного края. Обобщение и систематизация знаний: итоговое занятие. Тематический цикл: «Животный мир моего края». Тематика занятий: Видовой состав животного мира. Вводное занятие. Экскурсия в музей. Фотовыставка «Братья наши меньшие». Животные. Животный мир водоёмов края. Животные Оренбургских степей и лесостепей. Домашние животные. Правила содержания. Животноводство в Оренбургской области. Викторина «В мире животных». Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга Оренбургской области. Мой вклад в сохранение популяций животных (изготовление кормушек, скворечников и т.д.). Подготовка презентаций по теме «Фауна Оренбуржья». Цель изучения цикла: формирование представлений о животном мире родного края, знакомство с представителями фауны региона, с охраняемыми видами. . Викторина «Собери лукошко». Цель изучения цикла: знакомство с многообразием мира грибов, с представителями, произрастающими на территории края; знакомство с правилами сбора и пищевого потребления грибов. Тематический цикл: «Охрана природы на территории моего края». Тематика занятий: Законы об охране природы. Красная книга Оренбургской области. Виртуальная экскурсия. Экологическая обстановка в области. Экологический десант (с выходом на природу).Проект «Природа моего края в опасности!». Цель изучения цикла: знакомство с природоохранными законами РФ и региона, знакомство с особо охраняемыми природными объектами Оренбургской земли; воспитание бережного отношения к природе своего края, формирование ответственного отношения обучающихся к соблюдению правил поведения на природе. Обобщение и систематизация знаний: итоговое занятие.
Планируемые результаты изучения КУРСА «Моё Оренбуржье»
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» являются следующие умения и качества:
– умение объяснять, что связывает с семьей, друзьями, одноклассниками; оказывать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения; – положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; освоить роль «хорошего ученика»; – проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; – иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на занятии внеурочной деятельностью в диалоге с учителем и одноклассниками; – обнаруживать и формулировать проблему в диалоге с учителем и одноклассниками; – выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; – высказывать свое предположение, предлагать способ его проверки; – работать по инструкции, по плану, сначала предложенному учителем, позже составленному в сотрудничестве и под руководством учителя, а затем и самостоятельно; – определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться корректировать результаты своей деятельности; – оценивать свою работу и работу одноклассников по критериям, вначале заданным учителем, затем устанавливаемым в сотрудничестве с одноклассниками; – проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций; – совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: – ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников; – добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя справочный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, ИКТ-ресурсы; – формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам исследований, читать таблицы, диаграммы, подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: – формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы; – работать в паре/группе по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе. Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» является формирование следующих знаний и умений: должны знать:
должны уметь:
способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем мире (окружающих предметах), общаться со сверстниками и взрослыми, вести себя в различных ситуациях; сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи при изучении исторических событий, природных явлений, при выявлении экологических проблем. Календарно - тематическое планирование ПО КУРСУ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ»
|