Адаптированная общеобразовательная программа Печать
Сведения об ОО - Образование
Автор: Администратор 2   
20.09.2017 00:00

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зерновая основная общеобразовательная школа

Ташлинского района Оренбургской области

 

 

 

Рассмотрено и принято

на Педагогическом совете МБОУ Зерновая ООШ

Протокол №1 от 19.08.2017г.

Утверждаю

Директор МБОУ ЗерноваяОШ

________________ /Никишин А.В

Приказ  № 67 от 20.08. 2017 г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(организация учебно-воспитательного процесса  для детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях общеобразовательной школы)

 

 

 

 

 

 

П.Зерновой, 2017 г.

Введение

Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зерновая основная общеобразовательная школа  на 2017-2018 учебный год представляет собой  нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у  обучающихся, воспитанников  жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

 


Раздел I. Паспорт программы

 

Наименование программы

Адаптированная образовательная программа  (организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы)

Основания для разработки программы

- Закон РФ «Об образовании в РФ»;

 

Заказчик программы

Учредитель, родители

Разработчик программы

Директор, администрация, педагогический коллектив

Основные исполнители программы

Директор, администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, воспитанники, технические сотрудники, родители

Сроки реализации программы

2017 – 2018 годы

Конечная цель

Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей  успешную социализацию  выпускников в современном обществе

Задачи учреждения

-        Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а также полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;

-        усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

-        совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;

-        организация  работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;

-         создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.

Основные направления программы

-        Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.

-        Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.

-        Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.

-        Создание условий, обеспечивающих охрану жизни,  сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.

-        Расширение материально-технической базы образовательного учреждения.

-        Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.

Принципы реализации программы

1) Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;

2) принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;

3) принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;

4) принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе     взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;

5) принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;

6) принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;

7) принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;

8) принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;

9) принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;

10) принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

11) Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию  образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты

-        Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка).

-        Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.

-        Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.

-        Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.

-        Создание адекватной системы определения  детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность.

-        Укрепление   кадрового       потенциала     школы,            совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система организации контроля исполнения

Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Утверждение программы

Решение педагогического совета

Протокол №1  от 19.08.2017 г., приказ № 67 от  20.08.2017 г.

 

 

Радел II. Характеристика образовательного пространства МБОУ  Зерновая ООШ

2.1.      Информация об образовательной организации

Правоустанавливающие документы:

1.Лицензия №1575-13 от 30.12.2014г. на осуществление образовательной деятельности (56ЛО1 №0002999);                                                                                                                                          2. Свидетельство о государственной аккредитации № 1150-74 от 19.07.2013г. сроком до 30  января 2024 года (56АО1 №0000916);

Юридический адрес: 461193 Оренбургская область, Ташлинский район, п Зерновой, ул.Победы, д.21

Общие сведения об образовательной организации

МБОУ Зерновая ООШ реализует образовательную деятельность в здании по адресу: ул. Победы, д. 21 п.Зерновой Ташлинского района Оренбургской области.

На территории  МБОУ Зерновой ООШ располагается спортивная площадка,  что позволяет проводить оздоровительные мероприятия в зависимости от времени года.

Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения

 

Учебный год

Учащихся

Всего

в т.ч.

 

Дети с ОВЗ

1-4 классы

5-9 классы

 

2017-2018

19

2

0

2

 

Организация образовательного процесса

 

МБОУ Зерновая ООШ  работает в режиме 5-и (1 кл.) и 6-ти дневной рабочей недели 2 – 9 классы. Учащиеся  обеспечены учебниками из фонда библиотеки.

Учебный план МБОУ Зерновой  ООШ составлен на основе БУП и скорректирован и c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.

 

2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

 

В МБОУ Зерновая ООШ на 1 сентября 2016 года  9 педагогов.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют высшее образование.

 

Социально-профессиональное поле педагогов

Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинеты  информатики.

Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.

Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности для детей с отклонениями в развитии VII вида, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы.  Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами.

Внедрение адаптированной образовательной программы  позволит создать условия, чтобы учебно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение полностью способствовало реализации концепции инклюзивного образования.

 

 

2.4. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

 

Современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МБОУ Зерновая ООШ территории проживают 2 ребенка с ОВЗ в возрасте от 7 до 18  лет.

Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства  в МБОУ Зерновая ООШ.  По этой причине в 2017-2018 учебном году в состав контингента обучающихся входят 2 человека – дети с ОВЗ:  1 человек VII вида и VIII-1 человек.

 

 

 

Банк данных учащихся с ОВЗ  на 2017-2018 учебный год

 

Класс

VII вид

VIII вид

Инвалиды

Обучающиеся  на дому

Дистанционное обучение

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

1

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

1

 

 

 

 

Всего

1

1

0

0

0

 

2.5. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ,

обучающихся инклюзивно в классах и на дому.

 

Образовательный процесс в МБОУ Зерновая ООШ строится в режиме 5-и (1 кл.) и 6-ти дневной рабочей недели (2-11 классы). Учебный год в МБОУ Зерновая ООШ начинается 1 сентября и продолжается не менее 35  учебных недель во 2-9 классах, 34 в 1-х классах.

Начало занятий в 09-00 часов. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 10 до 20 минут.

Период обучения – 4 учебных четверти. Каникулы – 30 календарных дней.

Форма образования: очная.

В МБОУ Зерновая ООШ используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальные занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.

Организация учебного процесса ведется  в целях охраны жизни и здоровья учащихся.

Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются  здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят  дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период организован летний оздоровительный лагерь.

Питание организовано на базе школьной столовой за счет дотации местного и областного бюджета.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня для обучающихся 1-6 классов.

 

 

 

Раздел III.   Концептуальные основы работы  Зерновая ООШ с детьми с ОВЗ

3.1. Актуальность введения адаптированной программы

 

В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Законом «Об образовании РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.

Однако, учитывая контингент лицея, который неоднороден по своему составу с точки  зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.

Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

 

3.2. Нормативно-правовая база программы

 

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ
  3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г.     № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288,  от 10.03.2000 г. №  212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»        (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373».

 

3.3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса  в рамках инклюзивного образования

 

 

 

 

 

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от  специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему  воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

 

 

 

 

Таким образом, организация инклюзивного образования в лицее  строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

-        осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни;  сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

-        обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья,

-        реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

-        педагогическая  работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями

образовательных программ;

-        работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и   комфортность учащихся в рамках образовательного пространства лицея;

-        дополнительное образование;

-        трудовая подготовка, направленная  на социализацию учащихся;

-        воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

-        внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

 

Целевое назначение адаптивной образовательной программы

 

Создание в МБОУ Зерновая ООШ гуманной лечебно-педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

-        Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а также полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;

 

-        Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;

-        Совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;

-        Организация  работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;

-         Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников

Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

МБОУ Зерновая ООШ ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать детьми с ОВЗ, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.

 

 

Раздел IV.  Содержание и этапы реализации программы

 

4.1. Содержание программы

 

Адаптированная образовательная программа  МБОУ Зерновая ООШ реализуется в двух ступенях образования: - первая ступень – начальное общее образование  – 4 года, - вторая ступень – основное    общее  образование – 5 лет.

Содержание подготовки учащихся:

-              на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корректировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

-              на второй ступени обучения,  представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей       образовательной подготовки школьников, необходимый             для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

 

Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса

 

Начальное общее образование

Виды деятельности  младшего школьника:

-        индивидуальная и коллективная  учебная деятельность,   игровая деятельность

-        творческая деятельность (конструирование),

-        трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)

-        спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах деятельности

- научиться решать  поставленные учителем цели;                                                                                          - научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;                                                                                                                                              - овладеть различными видами игры;

- научиться доводить начатое дело до конца;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами:

- реализовать общеобразовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  игры, практики, конкурсы, соревнования) обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную.

- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

 

Основное  общее образование

Виды деятельности  школьника:

-        индивидуальная и коллективная  учебная деятельность

-        проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность,

-        творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность

Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности

-        научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,

-        научиться осуществлять контроль и   оценку собственного участия в разных видах деятельности,

выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;   научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

-        научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами:

- реализовать  общеобразовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах,  подготовить учащихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности    создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.

 

4.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса  в ОУ

 

Структура

Задачи

Особенности  процесса  обучения

 

1-4

классы

Обеспечить правильную диагностику коррекции звукопроизношения, развитие  фонематического слуха. Начать  работу по формированию  навыков письма и чтения, умения слушать и слышать, выполнять элементарные  инструкции, опыта общения и первых межличностных отношений. Овладение  элементарными навыками  счета  и измерений, уточнение представлений об окружающем мире. Активизация словаря и формирование диалогической  речи.

Развитие  ручной умелости.

Ориентация  на  возможности  ребенка в усвоении определенного уровня обучения и зоны ближайшего развития  ребенка.

Коррекционная  работа  по  развитию  моторики  на  примере  практических  упражнений. Составление планов индивидуального  обучения  для учащихся с  выраженной  формой диагноза.

 

5-6

классы

Формирование  базы  основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний  об  окружающем  мире, развитие  устной  речи; развитие  умения  делать  выводы и обобщения, правильно выражать  свою  мысль, развитие измерительных и  вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление  навыков правильного письма. Сообщение профессиональных   умений, практических  знаний.

Особую  важность  имеет  межпредметная  связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса  к  процессу  обучения  на  основе  индивидуальных возможностей  учащихся  в  усвоении  программного  материала. Воспитание  в  учебной  деятельности правильных межличностных отношений.

7 -9

классы

Формирование общей культуры личности  обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума

общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия.

Организация образовательного процесса  с целью   достижения обучающимися:

-              сформированности  ОУУН;

-              реализации и использования  ЗУН;

-              воспитанности.

 

4.3. Основные   блоки     программы развития

 

Образовательный  блок

 

  1. Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции  в рамках образовательной  программы школы с точки зрения  ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности.
  2. Соотношение компонентов жизненной компетенции должно: соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребёнка; отражать специфику разработки каждой содержательной области образования; отвечать характеру особых образовательных потребностей детей.
  3. Индивидуализация специального образования с учетом степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения обучающегося.
  4. Создание условий развития ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности
  5. Включать целенаправленное рассмотрение практической  значимости  и формирование жизненной компетенции  в содержании материала каждого  урока любого предмета.
  6. Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей  к процессу познания и мотивации к учению.
  7. Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения    для развития механизма компенсации каждого обучающегося, воспитанника с целью  успешной интеграции ребёнка с ОВЗ  в более сложное социальное окружение.
  8. Совершенствование системы оценки образовательного процесса.
  9. Создание базы данных по инновационным  формам и методам   организации коррекционного обучения.
  10. Организация постоянной системы  повышения квалификации педагогов.
  11. Повышение уровня развития учебно-материальной базы, внедрение в практику обучения современных технических средств, аудиовизуальных средств отображения учебной информации.

 

Воспитательный блок

 

  1. Совершенствование структуры воспитательной работы с учащимися, имеющими различную степень умственной отсталости, направленную на формирование системы их  жизненной компетенции.
  2. Использовать каждую ситуацию формального и неформального  общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения  в   различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему  миру, к себе и другим.
  3. Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через  осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства  комфорта  и радости  как  его  следствия.
  4. Включать в содержание учебных программ отработку правильного поведения с социального  поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности,  разыгрывание  сюжетно – ролевых ситуаций на  уроке (устройство на работу,  обращение за помощью, организация  игры  и т.д.)
  5. Обучать  точному  соблюдению  принятых   правил  и самоконтроля  в  общественных  местах, в  том  числе    в  лицее, в  мастерских,  на  уроках.
  6. Организовать и проводить внеурочную работу в лицее и внешкольные  мероприятия  с учетом  задач  социальной адаптации (развитие  коммуникативных  навыков,  навыков  правильного  поведения, выполнения  принятых  правил  и  норм, мотивирование  к  этому.
  7. Систематизация  научно-методических основ воспитания в области безопасности жизнедеятельности.

 

Лечебно-оздоровительный блок

 

  1. Принимать  все   меры по предупреждению  заболеваний, сочетанию  медицинского  обеспечения с  коррекционно-педагогическими  мероприятиями.
  2. Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния лицея.
  3. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня.
  4. Планомерная организация питания учащихся.
  5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
  6. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.
  7. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников  системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
  8. Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
  9. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников  основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

Коррекционная работа (психолого-педагогическое сопровождение)

 

Организация образовательного процесса в МБОУ Зерновая ООШ реализуется с помощью педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения.

В основе педагогической системы:

-        Использование и учет ограниченных, психофизических возможностей детей с ОВЗ.

-        Активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

-        Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей.

-        Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием.

-        Гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

-        Организация речевой среды как условие овладение средствами общения.

-        Использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.

Планируется:

  • Совещание при директоре по проблеме «Особенности обучения детей с ОВЗ».
  • Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с определенной категорией детей.
  • Организация всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышения уровня их психологической компетенции.

4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ.  В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

 

Традиционные технологии:

 

обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

Технологии активных форм и методов:

 

виды уроков:

-  уроки - путешествия;

-  уроки-сказки;

-  игра по станциям;

-  путешествие

Технологии активных форм и методов:

 

- игровые технологии;                          -проектная технология;                                   - работа в парах и группах

Здоровьесберегающие технологии:

 

-  технология обеспечения двигательной активности

- педагогические приемы здоровьесбережения

 

Раздел V. Основные  мероприятия  по  реализации программы

 

5.1.             Мероприятия по организации деятельности МБОУ Зерновая ООШ,  направленной на обеспечение доступности образования

Мероприятия программы

Сроки

Исполнители

1

2

3

4

 

1. Реализация требований к организации образовательного процесса

1

Разработка и утверждение годового календарного учебного графика школы на текущий учебный год

ежегодное обновление

Администрация

2

Подготовка расписания учебных занятий, индивидуальных  занятий в соответствии с требования СанПиН

ежегодное обновление

Заместитель директора по УВР

3

Проведение работы по внедрению    информационной системы «Всеобуч», включая:

создание банка данных по выявлению и учету детей из малообеспеченных семей; создание банка данных по выявлению и учету детей, относящихся к «группе риска»; создание банка данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ежегодное обновление

Заместитель директора по УВР

 

2. Реализация требований к содержанию образования и реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования.

1

Разработка и утверждение учебного плана на текущий год с учетом обновления содержания образования

ежегодное обновление

Администрация

2

Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта

ежегодное обновление

Администрация

Заместитель директора по УВР

3

Контроль своевременного прохождения программы учебных предметов.

Весь период.

Администрация

Заместитель директора по УВР

4

Обеспечение соответствия учебно-методических и дидактических комплектов, материально-технической базы, профессионального уровня педагогических кадров реализуемым образовательным программам

Весь период

Администрация

 

3. Реализация требований по вопросам охвата детей общим образованием

1

Организация рейдов всеобуча

Ежегодно

Администрация

Заместитель директора по УВР

2

 

 

 

 

 

 

Сдача отчетности:

ОШ;

Списки обучающихся на текущий учебный год; Движение учащихся.

Ежегодно

 

 

 

Администрация

Заместитель директора по УВР, классные руководители

3

Анализ посещаемости школы обучающимися:

1 – 4 классов;

5 – 9 классов;

Анализ посещаемости школы обучающимися, воспитанниками стоящими на учете в ПДН.

Ежегодно, ежемесячно

Администрация

Классные руководители

4

Промежуточная аттестация обучающихся, воспитанников.

Ежегодно

1 раз в четверть

Администрация

ЗД по УВР

5

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников 9 класса.

Ежегодно  Май - июнь

Администрация Ответственный   по УВР, классные руководители.

 

4. Реализация требований по вопросам порядка приема и отчисления обучающихся

1

Комплектование 1 классов

Ежегодно

Апрель - август

Администрация

2

Организация приема и отчисления обучающихся, воспитанников  в текущем году

В течение года

Директор

 

5. Реализация требований по формам получения образования

1

Разработка мероприятий для проведения государственной (итоговой) аттестации для выпускников 9 класса

Ежегодно

 

Администрация

ЗД   по УВР

классные руководители

 

5.2.Мероприятия по реализации здоровьесбережения

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов, спортивного зала.

ноябрь

Администрация

2.

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

-световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.

В течение    учебного года

Администрация

 

ЗД по УВР

6.

Организация и проведение физкультминуток

Ежедневно

Учителя - предметники

5.

Борьба с гиподинамией. Обязательное  использование  на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр

В течение учебного года

Учителя -предметники

6.

Организация и проведение динамических перемен для обучающихся, воспитанников 1 - 4 классов.

В течение года

Учителя

7.

Осуществление контроля обучения технологии, ОБЖ,  информатике.

В течение  года

Администрация

 

ЗД по УВР

8.

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.

В течение учебного  года

Классные руководители

9.

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для детей и их  родителей.

ежегодно

Классные руководители, учитель физкультуры

 

5.3.Мероприятия по совершенствованию профессионально-трудового обучения

 

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители ЗД по УВР

1

Знакомство на уроках,  факультативах, на классных часах с профессиями

весь период

Учителя

Классные руководители

2

Расширение системы воспитательской работы  по вопросу профориентации.

весь период

Учителя

Классные руководители

3

Дни открытых дверей в ПУ, беседы о профессиях (перечень профессий) с учащимися, с родителями, встречи с выпускниками.

весь период

Классные руководители

 

 

Раздел VI. Контроль  и  экспертиза  реализации программы

 

6.1. Направления оценки  эффективности реализации программы

Обучающий эффект:

-        Получение обучающимися образования  по программам общеобразовательной школы  с учетом различных учебных возможностей обучающихся, воспитанников,  их способностей, склонностей и возрастных психофизиологических возможностей;

-        Создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций, необходимых для успешной социализации выпускника лицея; получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний  и умений обучающихся, воспитанников в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.

 

Воспитательный эффект:

-        Овладение обучающимися первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)

-        Развитие у обучающихся представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и  сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных  житейских ситуациях и  др.)

-        Развитие у обучающихся, воспитанников вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.

-        Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.

 

Социальный эффект:

-        Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма; профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности; отвлечение подростков с ОВЗ от антисоциальной деятельности;

-        Правовое воспитание, профилактика негативного поведения;

-                    Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику  дезадаптирующих условий;

-                    формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.

 

Оздоровительный эффект:

-        привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление физического здоровья детей с ОВЗ;

-        коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений; систематическое соблюдение обучающимися, воспитанниками  режима дня.

 

Коррекционно- развивающий эффект:

-        Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.

-        Развитие коммуникативных навыков на уровне, соответствующем возрасту и психофизическим особенностям ребёнка с ОВЗ.

-        Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.

-        Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.

-        Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося, воспитанника, в зависимости от его индивидуальных особенностей, с целью введения в современный социум каждого ребёнка с ОВЗ.

6.2. Система внутришкольного контроля

 

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в МБОУ Зерновая ООШ в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую  образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

-        осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;

-        осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;

-        осуществлять контроль за выполнением программ  учебного плана;

-        осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;

-        осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;

Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимые в рамках внутришкольного контроля проверки включает в себя оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

Контроль за реализацией программы школы проводится по следующим направлениям:

-          обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;

-          состояние здоровьеформирующей образовательной среды;

-          создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;

По направлению реализации  программы развития в части обеспечения доступности, качества и эффективности образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности. При этом при проведении мониторинга результативности учебного процесса учитываются следующие факторы, влияющие на такие показатели:

-          доступность образования: уровень ориентации на социальный заказ родителей, потребности и возможности обучающихся, воспитанников; состояние дифференциации содержания, форм обучения и воспитания; состояние преподавания учебных предметов, организация питания; состояние учебно-материальной базы, методического обеспечения педагогического процесса;

-          качество знаний: уровень индивидуальных особенностей обучающихся; уровень преподавания; уровень внеурочной воспитательной работы, уровень сформированности общих и специальных умений; состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения, состояния внешнего влияния;

-          качество преподавания: уровень научно-теоретических знаний; состояние методической подготовки; состояние психолого-педагогической подготовки; уровень владения современными педагогическими и информационными технологиями; участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе; уровень организации педагогического труда; состояние учебно-материальной базы.

-          состояние физического развития; уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; состояние внеурочной воспитательной работы; уровень учебной и других нагрузок на организм обучающегося; уровень психологического сопровождения; состояние влияния внешней среды, состояние микроклимата в лицее и дома.

 

6.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений

6.3.1.Система аттестации учащихся

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о  промежуточной аттестации учащихся.  Итоговая аттестация учащихся проводится  в  соответствии с Законом РФ «Об образовании РФ», Положением «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Государственная  итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения учащимися программ основного общего образования. Задачами итоговой аттестации являются: контроль  выполнения Закона «Об образовании РФ», Закона РФ «О правах ребенка»; установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9 классов.

Промежуточная аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ  и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.

Ведущими формами промежуточной  аттестации являются  контрольные работы.

Формы учета и контроля достижений учащихся начальной школы

Текущие формы контроля

- текущая успеваемость,  устные ответы на уроках

- самостоятельные и проверочные работы

- контроль техники чтения

- контрольные работы

Обязательные формы  итогового контроля

годовые контрольные работы  по  русскому  языку, математике и окружающему миру;

контроль техники чтения.

Формы учета и контроля достижений учащихся основной школы

В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:  текущая успеваемость; аттестация по итогам четверти, по итогам года;  административные срезовые работы; олимпиады; защита исследовательской и проектной работы;  творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках конференциях; итоговая аттестация за курс основной школы.

 

6.3.2. Модель выпускника МБОУ Зерновая ООШ
Выпускник начальной школы  - это ученик,

-        который успешно освоил образовательную программу начальной школы;

-        у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;

-        у которого  есть опыт участия в подготовке и проведении общественно- полезных дел,

-        который  способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

-        который стремится  стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Гражданин:

- проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру,  -  обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,                            -  активное участие в жизнедеятельности класса и школы.

Индивидуальность:

-        развитие нравственных и эстетических начал личности.

 

Выпускник основной школыэто социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и  самоактуализации.

Семьянин:

-        социальный статус семьи;

-        психофизическое здоровье.

Член сообщества:

-        участие в досуговой деятельности;

-        характер межличностных отношений в коллективе.

-        знание историко-культурных и трудовых традиций края;

-        участие в городских акциях, программах;

-         трудовая активность.

Гражданин:

-        сформированность правосознания;

-        сформированность человеческих качеств личности

-         профессиональная ориентация;

-        участие в самоуправлении.

Индивидуальность:

-        направленность и особенности личности;

-        гражданская позиция;

-        способность интегрироваться в различные социальные сферы.

 

 

 

 

 

 

Обновлено 20.11.2017 18:33