Отличительные особенности программы: В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Участники образовательной программы: учащиеся 1 – 3 классов школы. Сроки реализации образовательной программы: один учебный год. Программа рассчитана на 34 недели по 3 учебных часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Основные виды деятельности: - решение логических задач по разным отраслям знаний, - работа с различными источниками информации, - составление собственных логических задач, ребусов, головоломок. Предполагаемые результаты: - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, - формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, - развитие коммуникативной компетентности детей. Формы проверки результативности занятий: - выпуск книг, -самоделок собственных логических заданий, - подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе, - участие в интеллектуальных играх. Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон. Разделы программы: - языковые логические задачи (14ч); - прямой и переносный смысл речевых оборотов (15ч); - математические логические задачи (16ч); - логические задачи на применение общих знаний (15ч); - составление математических стенгазет (14ч); - упражнения на развитие речи (15ч); - гадай смекай отгадывай (13ч). Каледарно - тематическое планирование занятийкружка « Умка» № занятия | Тема занятия | Содержание занятия | 1-8 | Наши имена | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов | 9-14 | Прятки с предлогами | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги | 15-19 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа | 20-22 | Что бы это значило? | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов | 23-27 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок | 28-31 | Загадки - шарады | Обучение разгадыванию шарад | 32-38 | Путешествие в сказку | Решение загадок и логических задач о сказочных героях | 39-44 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению | 45-49 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением | 56-58 | Пословица недаром молвится | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц | 59-65 | Шиворот - навыворот | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними | 66-70 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов | 71-79 | Игры со спичками | Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач | 80-86 | Весёлая арифметика | Решение и составление задач- шуток | 87-93 | Умные цепочки | Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» | 94-97 | Что увидел Шерлок Холмс? | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей | 98-102 | Магазин головоломок | Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют; возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность. Познавательная игра - это активное познание мира; облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра - коллективное творческое дело игрового, занимательного характера. По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:игры-конкурсы,игры-путешествия,игры-читателей,почемучкины игры. Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор. Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
|