Немножко магии, немножко науки |
Учителю - Методическая копилка | |
Автор: Administrator | |
05.03.2012 17:42 | |
Не давно просматривая http://www.google.ru/reader/ увидел интересное!!!! И так захотелось поделиться увиденным что не смог устоять и скопировал, все материалы взяты отсюда http://ibigdan.livejournal.com/10320825.html. Да, если бы не только иногда, а постоянно проходили такие уроки в школах! На днях в 4-й лицей г.Кременчуга нагрянула «Весёлая Наука». Как написано у них на сайте: «Веселая наука» — это тайная организация, которая обнажает скрытые секреты Природы, шпионит за самыми современными научными изобретениями и разрабатывает образ Сверхчеловека будущего: Человека опытного, сообразительного, изобретательного и любознательного :) Ну а если серьёзно, то это научное шоу, предназначенное для детей и раскрывающее некоторые тайны химии и физики. Посмотреть, как выглядит такое шоу в школе, можно в этом отчёте. В классе было около 30 детей и стоял привычный для этого класса гвалт :) Но опытные учёные Крокодил и Лампочка мгновенно взяли инициативу в свои руки: Крокодил настаивал на том, что всё что они делают — это магия, а Лампочка утверждала, что это наука и что даже дети смогут объяснить суть опытов. Например «сжигание денег»: 200 гривен погружаются в некий раствор (Крокодил назвал его «кровью дракона») и поджигаются: Секунд 10 горят — и вуаля: Увы, дети в 4-м классе уже довольно грамотные и тут же объяснили Крокодилу, что никакая там не «кровь дракона», а спирт с водой: спирт испаряется и горит, а вода не позволяет бумаге загореться. Опечаленный Крокодил решил поразить детей другим опытом:
Чего-то насыпал (именно насыпал, а не налил) в трубочку и пыхнул пламенем. Ну прямо не крокодил, а дракон: Вот это дети не смогли разгадать (да и я тоже). Оказывается, это был не бензин и не спирт, а споры ликоподий (растение такое). Дальше игры с огнём продолжились в ключе «как разные вещества влияют на огонь». Ну например почему брызгающая корка апельсина вызывает в огне вспышку? Ну да, вы знаете об эфирных маслах :) Дети не знали. А здесь на огонь сыпят медный купорос, и огонь зеленеет: Удивительно, но медный купорос дети опознали :) Фрагментарные знания в химии присутствуют (напоминаю, это 4-й класс, всего лишь начальная школа). А вот из этого оранжевого порошка (бихромат аммония) делается вулкан: Натурально так извергается: Загадочный цветок — был белым, а когда на него побрызгали прозрачной жидкостью, вдруг посинел: Оказывается, цветок был смазан фенолфталеином (кстати, это знакомый вам пурген), а брызгали на него щёлочью. То есть повторить такой фокус можно и дома :) Дальше был целый цикл экспериментов со щёлочью, кислотой и индикаторами: Здесь красный индикатор добавляют в щелочной раствор: И раствор зеленеет: А знаете, что это за индикатор? Всего лишь сок красной (фиолетовой) капусты. Можете дома «пошутить» — сделать зелёный омлет :) Дело в том, что яйца — это слабощелочная среда, так что при добавлении к ним сока красной капусты они позеленеют. А если взять перепелиные яйца (нейтральная среда) — посинеют: «Стоп — почему это в нейтральной среде красный сок посинеет?» — спросите вы. Потому что изначально сок у капусты синий, но стоит ему денёк постоять в бутылочке и он окисляется, при этом меняя цвет на красный. Но если разбавить водой — опять синеет. А это реакция с кислотой — с уксусом: Особую прелесть этой серии опытов добавляет то, что все ингридиенты есть на кухне :) Далее изучали понятие «плотность». Что будет, если масло вылить в воду? Правильно — растечётся по воде тонкой плёнкой. Причина — плотность масла ниже, чем плотность воды. Но если мы смешаем спирт (низкая плотность) с водой: И в этот раствор пипеткой опустим пару капель масла (можно взять любое, но у хлорофиллиптового красивый цвет, да и продаётся в любой аптеке): То масло «зависает» посреди ёмкости в виде двух шариков, потому что его плотность примерно равна плотности водно-спиртового раствора: Точно так же добавляем облепиховое масло (тоже есть в каждой аптеке, тоже красивый цвет): И получаем планетную систему :) Теперь, если в раствор подливать по очереди спирт (снижается плотность) и воду (повышается), то «планеты» будут опускаться на дно и всплывать. Следующий опыт: в высокий сосуд наливаются жидкости с разной плотностью: кетчуп, вода, сливки (с ними не получилось — сливки из магазина — фуфло, они просто смешались с водой), масло подсолнечное и спирт: Вся эта аццкая смесь располагается слоями, демонстрируя нам разницу в плотности: теперь туда можно бросать монетки, спички, апельсиновые корки, яичную скорлупу и яичный белок — и всё это для того, чтобы посмотреть, на каком слое остановится брошенный предмет :) К примеру апельсиновая корка утонула в спирте, но плавает на масле: Ещё эксперимент: подкрашенная вода и масло наливаются в два разных стакана. Задача: поменять содержимое стаканов местами: Легко: стакан с водой накрывается листом бумаги, переворачивается (заодно читается лекция о поверхностном натяжении и возникающем возле дна стакана разрежении): Затем листик убирается и жидкости меняются местами — более плотная вода стекает вниз, вытесняя масло: Дети завороженно наблюдают: Ещё о поверхностном натяжении: в банку, закрытую марлей, наливается вода: Банка переворачивается… а вода не вытекает: Сил поверхностного натяжения воды, разрежения внутри банки и атмосферного давления достаточно, чтобы удерживать воду внутри. В ёмкость насыпается немного белого порошка (не кокаин) и льётся много воды: Всё льётся и льётся… порошка становится всё больше, а воды всё меньше: И в результате вот такое: По виду, консистенции и наощупь напоминает снег. И действительно, акриловый полимер aka «сверхпоглотитель» используется при создании искуственных снежных трасс. Впрочем, его тоже можно найти дома — в обычных памперсах :) Вот так мы плавно перешли к полимерам. Вообще программа длилась два часа, даже пришлось делать перерыв, потому что у детей от перевозбуждения крышу сносило :) Шум, гам, восторг — пришлось отпустить погулять на 15 минут. В следующем опыте использовался полимер альгинат натрия (его добывают из морской капусты), который тонкой струйкой выливали в хлорид кальция: В результате происходило «гелеобразование» — молекулы полимера сцеплялись между собой и получались вот такие вот червяки: Кстати, если лить полимер не струйкой, а капельками, то можно сделать красную икру: Именно такой полимерной икрой бодяжат настоящую :( Плюс ароматизаторы и пищевые красители, конечно. Если долго гоняешь во рту икринку и никак не можешь её раскусить — то поздравляю, это она. Как думаете, что будет, если смешать буру (здесь она подкрашена салатовой люминисцентной краской): и поливиниловый спирт (похож на клей пва, но не он): Получится любимая детская игрушка — лизун :) Всем детям выдали по стаканчику и позволили сделать лизуна самостоятельно: Счастью не было предела :) Натрия ацетат (перенасыщенный раствор). У него интересное свойство — он жидкость, но при любом внешнем воздействии (достаточно в него палец засунуть) кристаллизуется: При этом активно выделяет тепло: Узнали?… Да, китайские химические грелки, которые нужно кипятить :) Следом пришла очередь жуткого холода. Температура замороженной углекислоты (aka «сухой лёд») — минус 79oC: Техника безопасности: руками не трогать, обожжёшься! А вот подуть можно: Для сухого льда жидкость комнатной температуры — как кипяток, он начинает очень быстро таять, превращаясь… ну разумеется, в углекислый газ: Дышать можно, но недолго: Куда интереснее добавить в лёд моющего средства: И кипятка, чтобы ускорить процесс таяния: Горшочек, не вари :) А если просто кипятка, без «Фейри», то начнётся задымление: Восторг неописуемый :) Визг стоял такой, что учителя из соседних кабинетов прибегали. И наконец финальный аккорд: берём обычный яблочный сок, разливаем по стаканчикам и в каждый бросаем по льдинке: Что получится? Газировка :) С помощью углекислоты и делают все газированные напитки. Чтобы ненароком не глотнуть лёд, пить нужно только через трубочку: Собственно и всё. Я очень коротко пересказал суть проводимых опытов — по каждому рассказывалось гораздо больше, объяснялось «как это работает», приводились примеры из жизни и т.д. Шоу очень увлекательное, когда в конце классный руководитель спросила у детей «Вам понравилось?», от крика «Дааааа!!!!!» дрожали стёкла :) Я давно не видел такого восторга у детей, разбалованных современными гаджетами и развлечениями. Химия хороша тем, что можно своими руками сделать что-то новое :) Причём это была всего одна из пары десятков программ, которые есть у «Весёлой науки» в ассортименте. Можно сделать выступление не только в школе, есть, например, программа для дня рождения (мой сын уже заказал, сказал что больше никаких подарков не надо), есть новогодний вариант, есть семинары — на любой вкус и на любой возраст. И не так уж и дорого, если раскидать сумму на тридцать детей.
|
|
Обновлено 19.02.2013 19:23 |